Сегодня под брендом Panasonic выпускаются самые разные товары электроники и бытовой техники – от тостеров до фотоаппаратов (под брендом Lumix). Компания уже давно вошла в десятку лидеров мирового производства электротехники и сдавать свои позиции ни в коем случае не намерена.
Однако такой успех был далеко не всегда.
Если спустимся к истокам, то обнаружим, что основателем и идейным вдохновителем компании стал японский бизнесмен Коносукэ Мацущита, В 1917 году 24-летний Коносукэ, проработав более 7 лет на компанию Osaka Light, принимает решение начать свое собственное предпринимательство. Для него, выходца из разорившейся семьи, это был единственный выход покончить, в конце концов, с бедностью.
В небольшой арендуемой квартире Коносукэ вместе с женой и шурином начинают производство штепсельных вилок. Они трудятся по 18 часов в день, самостоятельно реализуя создаваемый ими товар – Коносукэ лично ходил от двери к двери, предлагая свою продукцию. А потому не удивительно, что молодые люди с готовностью берутся за совершенно любые заказы. Один из таких заказов и спас однажды их положение – перед Коносукэ была поставлена задача изготовить 1000 деталей для электровентиляторов. Качественная и своевременно выполненная работа принесла предпринимателю первую серьезную прибыль, которую он тут же направил на нужное дело. Так и была основана компания Matsushita Electric, которая впоследствии и превратится в хорошо известный нам Panasonic. 1 октября 2008 года компания была официально переименована в Ltd. Panasonic, взяв название одной из своих самых известных торговых марок.
Особенностью Коносукэ Мацущиты являлось то, что трудолюбивый японец никогда не останавливался на достигнутом, всегда продолжая искать дополнительные возможности и инновационные пути решения тех или других проблем. Так, прочитав однажды в популярном журнале про электрические фары для велосипедов, предприниматель загорелся идеей их выпускать. И хоть рынок поначалу и отнесся скептически к этой идее, Коносукэ все-равно запустил в продажу первую партию товара. Реакция не заставила себя долго ждать – велосипедный фонарь приобрел настолько большую популярность, что люди приобретали его даже для освещения помещений. Коносукэ Мацущита тут же среагировал на это — и вскоре была выпущена первая в Японии домашняя электрическая настольная лампа, которая мгновенно вытеснила лампы керосиновые, которые использовались до этого. Вместе с электрической лампой в мир пришел и новый бренд – National.
Популярность продукции Matsushita Electric была настолько велика, что уже к концу 20-х годов в распоряжении Коносукэ находилось восемь заводов, на которых тысячи рабочих трудились над производством самой разной продукции – электролампочек, фонарей, велосипедных фар, электронагревателей, утюгов и не только.
В 1932 году Коносукэ Мацущита официально сформулировал цель компании — «Наше дело было поручено нам обществом. Вот почему мы должны направлять и развивать нашу компанию так, чтобы помогать тем самым развиваться и обществу, способствуя улучшению жизни людей». Видимо, именно этот подход и позволили фабрикам Мацущиты столь удачно пережить и Великую Депрессию, и годы Второй Мировой Войны. Одной их причин, почему компания выжила там, где другие корпорации прекращали свое существование, стала забота Коносукэ о работниках. «Бизнес – это люди», говорил он. И именно этот слоган не раз помогал ему оставаться на плаву даже в самые нелегкие времена.
Так, когда в 30-х годах Японию захлестнул экономический кризис, и другие компании были вынуждены сокращать количество своих сотрудников, Коносукэ Мацущита не уволил ни одного из рабочих. Он нашел совершенно другой выход из ситуации. Сократив вдвое рабочий день каждого из них, он предложил работникам самостоятельно заняться реализацией накопившейся на складах компании продукции. За восемь месяцев благодарные работяги распродали все залежи товара, и компания только выиграла.
Востребованность Matsushita Electric росла с каждым днем. Более того – в начале 50-х годов ее основатель, наконец, принял решение о выводе компании на мировую арену. Первоначально предполагалось и за пределами Японских островов продавать ее продукцию все под той же маркой – National. Но, как оказалось, такой бренд в США уже был зарегистрирован ранее. Необходимо было придумать нечто совершенно новое. А поскольку компания на тот момент предполагала делать ставку на аудиопродукцию, то и название родилось само по себе – Panasonic (это слово с древнегреческого переводится как «весь звук»). Позднее под этой маркой стала выпускаться практически вся продукция компании – от велосипедов до микроволновок. В 50-х годах Matsushita Electric завоевала США, Мексику и Канаду, а в 1962 году дошла и до Европы. Бренд Panasonic стал настолько узнаваем, что даже электроника National, предназначенная для внутреннего японского рынка, также была переименована.
Что касается логотипа Panasonic, то он появился в 1955 году и за все время своего существования менялся три раза. Поначалу слова “Pana” и “Sonic” писались с заглавных букв – PanaSonic. В 1966-м они были вписаны в круг, который, в свою очередь, находился внутри большой буквы “N”. И только в 1971-м была создана уже знакомая нам эмблема – простая надпись “Panasonic” без дополнительных элементов.
Первый DVD-плеер DVD-A300, 1996 годВ 1959 году Коносукэ Мацусита принял решение покинуть пост главы корпорации и отправиться на покой. В результате его отставки влияние Panasonic на рынке электротоваров заметно ослабло. Спрос на теле- и аудиоаппаратуру в 60-х годах заметно вырос, и конкуренцию японской марке составили также американские и европейские производители. Panasonic проигрывал по сравнению с ними — несмотря на высокое качественно техники, компания все еще пользовалась застаревшей системой сбыта продукции. После долгих уговоров Коносукэ Мацусита вновь возглавляет корпорацию. Его новаторский подход и талант управленца быстро вывели Panasonic из кризиса и вновь превратили в лидера по продажам электроники.
Активное развитие Panasonic продлилось до середины 70-х годов, пока 80-летний Коносукэ не оставил своё детище уже окончательно. Сегодня компания все еще занимает уверенные позиции на рынке электротоваров, продолжая двигаться в направлении, заложенном еще ее создателем. В последние годы благодаря Panasonic мир увидели первые пишущие DVD-плееры, SD-карты флэш-памяти и не только. Активной является работа компания в сфере создания новых технологий. И хоть Коносукэ Мацусита уже давно не имеет возможности поучаствовать в деятельности Matsushita Electric лично, но заложенные им принципы и идеи и дальше определяют вектор развития компании.